Обойдемся без шпалеры
Современные промышленные сорта яблони создают в основном на базе формирования слаборослых насаждений, рано вступающих в плодоношение и обеспечивающих высокие урожаи. Основой служат карликовые подвои с соответствующим подбором сортов. Для производства саженцев обычно используется слаборослый подвой М9. Близки к нему по силе роста американские, немецкие, польские, украинские, мичуринские и краснодарские типы. Привитые на них сорта формируют невысокие скороплодные деревья, удобные в уходе. Их размеры позволяют более эффективно использовать земельную площадь и фотосинтетический потенциал листовой поверхности растений. Для этого на одном гектаре размещают по 1000—1500 и более деревьев.
Однако такая технология неизбежно ведет к значительному увеличению капитальных затрат на приобретение посадочного материала. К тому же намного возрастает стоимость саженцев, поскольку необходимо принимать меры по их оздоровлению от вирусов и других возбудителей заболеваний. Кроме того, слаборослые деревья нуждаются в опоре, так как у используемых слаборослых подвоев слаборазвитая, поверхностная корневая система с хрупкими корнями. Деревья, привитые на карликах, без постоянной опоры под тяжестью первых же промышленных урожаев могут наклониться, а при сильных ветрах даже упасть, обломав часть корней. Чтобы избежать этого, устанавливают надежную шпалеру.
Каково же снижение капитальных затрат при закладке сада? В первую очередь — отказ от шпалеры. Но это возможно лишь при переходе на более сильнорослые подвои, обладающие большой якорностью. Здесь может быть несколько вариантов. Один из них — использование слаборослой вставки при выращивании саженцев в питомнике. Такая технология разработана в ряде научных учреждений Украины и России. Для этого используется сильнорослый сеянцевый и полукарликовый подвой, на котором вначале прививается слаборослая вставка М9, а уже на нее — необходимый сорт. Это обеспечивает надежную устойчивость деревьев в саду, но усложняет процесс производства саженцев и повышает их стоимость. К тому же такая конструкция не гарантирует полную сохранность растений, так как у слаборослой вставки очень хрупкая древесина и при большой нагрузке урожаем и сильных порывах ветра дерево может сломаться. Другой вариант использовался в садоводстве Молдавии. Окулировку в питомнике проводили на слаборослом подвое М9 на высоте 20—30 см от уровня почвы. А саженцы при высадке заглубляли до места прививки. Так формировался значительный корневой ствол, что способствовало развитию корней на большей глубине. Но и в этом случае при сильных ветрах оставалась возможность поломки деревьев на уровне почвы из-за хрупкости древесины М9. И наконец, существуют попытки обеспечить устойчивость деревьев, привитых на М9, путем создания устойчивой конструкции из двух или трех деревьев в виде больших пирамид за счет наклона их верхушек друг к другу. Но это опять-таки увеличивает число растений на единице площади. К тому же связанные растения затеняют друг друга, и фотосинтетический материал используется не в полной мере.
Возможно, следует опять вернуться к прежней практике применения сильнорослых сеянцев или полукарликовых подвоев типа М106. Многие годы в питомниках Крыма в качестве подвоев использовали сеянцы крымских синапов, в первую очередь Сары Синапа. Они дают весьма однородный подвойный материал и относительно устойчивы к болезням. Заготовить их семена несложно — в старых садах еще сохранились их разновидности. Наиболее интересен Белый Синап, дающий весьма качественную и лежкую продукцию. Наибольшие его участки могут быть успешно использованы в качестве семенной базы. Сеянцы представляют интерес как чистый безвирусный материал, не требующий тщательной биотехнологической проверки и оздоровления. К счастью, у яблони вирусы не переносятся с пыльцой во время цветения, поэтому семена остаются свободными от них. Это значительно облегчает работу питомниководов. В тоже время клоновые подвои требуют систематического тестирования маточных насаждений и, при необходимости, соответствующей работы по оздоровлению растительного материала.
При переводе садов на более сильнорослые подвои возникают трудности, связанные с большими размерами формируемых на них деревьев. В этом случае необходимо использовать генетический потенциал существующих сортов. Следует помнить, что появление естественных мутантов-спуртипов давно культивируемых сортов, в первую очередь группы Делишеса и Голден Делишеса, в свое время произвело в садоводстве настоящую революцию. Один из первых спуров Делишеса — Старкримсон даже называли биологическим чудом и продавали лицензии на его размножение за большие деньги. За небольшой срок среди них выявили десятки сходных клонов. Затем мода на них прошла. Появились новые селекционные новинки.
После сплошного перехода на слаборослые сады совсем забыли, что ограниченные размеры деревьев можно обеспечить, комбинируя сильнорослый или среднерослый подвой с генетически слаборослым сортом. Такими являются спур-типы Старкримсон, Голдспур, Кубань-спур и ряд других. Сотрудниками Никитского ботанического сада и Молдавского НИИплодоводства создан ряд генетически слаборослых сортов. Среди них летний — Наследница Юга, осенние — Лучафэр и Кодровское, зимний — Сперанца, Норок и ряд других, которые районированы в Молдове.
Наследница Юга обладает выдающейся скороплодностью. Могут цвести даже однолетки в питомнике. Другая интересная особенность сорта — растянутое во времени цветение, которое длится до двух недель. В последние годы, когда заморозки в Крыму погубили почти весь урожай садов, Наследница Юга осталась с урожаем, хотя рано распустившиеся цветки погибли. Плоды формировались за счет поздно распустившихся бутонов.
Заслуживает внимания и другой сорт — Лучафэр, образующий небольшую плакучую крону, унаследованную от Пепинки Литовской. И наконец, почти полной слаборослой копией Вагнера Призового является слаборослый Кубань-спур. Интересен также Норок, способный плодоносить с третьего года жизни при прививке его на М106. Этот список при желании можно продолжить.
Уроки последних трех лет, когда в Крыму из-за весенних заморозков погибла большая часть урожая, показали, что слаборослые сады яблони нельзя размещать в холодных долинах. Там место высокорослым деревьям. Сроки вступления их в плодоношение можно значительно ускорить, применяя приемы отгибания ветвей и используя скороплодные сорта. Слаборослые же посадки нужно создавать на повышенных участках склонов, откуда массы холодного воздуха стекают вниз.
Таким образом, переход на более сильнорослые посадки, отказ от установки шпалеры, учет влияния особенностей рельефа на температурный режим в садах, использование скороплодных слаборослых сортов на сильнорослых подвоях, оздоровленного посадочного материала, — все это позволяет существенно снизить капитальные затраты на закладку новых садов и повысить их рентабельность. На морозоопасных участках можно создавать сильнорослые сады из Кандиль Синапа, которые будут страховым фондом, а также семенными маточниками. Рационально сочетая генетический потенциал сортов и различные типы садов, можно существенно снизить капитальные затраты и потери, связанные с зимним и весенним понижением температуры.
Наилучший вариант — сочетание среднерослого подвоя с генетически слаборослым сортом.
Владимир СМЫКОВ,
доктор сельскохозяйственных наук,
Анатолий СМЫКОВ,
кандидат сельскохозяйственных наук,
Никитский ботанический сад,
Национальный научный центр,
98648 АР Крым, Ялта