Ваш помічник кожен день
Садиба і дизайн

Роза столетия

01 липня 2016
940

У каждой розы своя судьба. Одним сортам уготована яркая, но короткая жизнь: появился, блеснул красотой и канул в Лету (хотя бы потому, что, кроме пышного цветения, у него оказывается много недостатков: и зимует плохо, и болезнями поражается). Разве что самые преданные поклонники готовы на многотрудный уход ради недолгого цветения своего любимца. А вот другим розам везет больше, как, например, сорту Мадам Мейян. О его популярности можно судить даже по количеству имен, которые он получил в разных странах. Во Франции эту розу называют Мадам Мейян, в Америке — Пис (Peace), что в переводе с английского означает «мир», а в Германии — Глория Деи…

Знаменитый сорт появился в 1935 г. на французской селекционной фирме «Мейян» (Meilland) Антуана и Френ­сиса Мейянов. Листья у новой розы были глянцевые крупные, а густомахровый цветок сначала окрашивался в зеленовато-желтый цвет, затем становился золотисто-желтым, а в полном роспуске — ярко-розовым. Роза Мейяна стала настоящим прорывом в селекции роз.

Спустя четыре года после презентации новинки в своем питомнике Мейяны получили множество заказов на розы нового сорта от ведущих производителей роз. Подготовленные саженцы были отправлены заказчикам в разные страны. Но вскоре началась Вторая мировая война, естественно, людям было не до цветов. Даже на фирме Мейянов, чтобы выжить, стали заниматься картошкой и капустой. Хотя работа над розами, конечно же, продолжалась. И в 1942 г., когда американский консул Джордж Виттингилл вынужден был срочно покинуть Францию и возвратиться в США, Френсис Мейян успел передать через него пакет с привитыми розовыми саженцами, адресованный американскому розоводу Роберту Пайлу. Отзывы о посылках, отправленных перед началом войны и оккупацией Франции, Мейяны получили только после освобождения страны. Выяснилось, что все адресаты остались очень довольны новой розой. Однако поистине судьбоносной стала посылка, отправленная в США. Роберт Пайл оказался человеком весьма предприимчивым. Он создал концерн по размножению и распространению роз.

Новый сорт французских селекционеров пришелся по нраву американским цветоводам, поэтому фирма Пайла процветала. В благодарность за выведенный сорт он подарил Френсису Мейяну дорогой автомобиль «шевроле». Но самое главное то, что американский розовод запатентовал изобретение Мейяна. Это гарантировало французскому селекционеру отчисления с каждого растения, проданного фирмой Пайла. Успех сорта оказался настолько велик, что отчисления от его продажи позволили разоренному войной Мейяну стать преуспевающим человеком. Самому Френсису тоже пришлось немало потрудиться над юридической защитой своего сорта розы. В 1949 г. он получил первое авторское свидетельство на изобретение в области растениеводства — сорт, названный в честь его матери Мадам Мейян. Так была заложена основа патентования роз. Сегодня фирма Мейяна превратилась в империю. Их розы продаются в 90 странах мира. Доходы от продажи розы непосредственно фирмой «Мейян» составляют только 30%, остальные 70% — приходятся на другие фирмы, торгующие знаменитым сортом по лицензии.

В разных странах розе дали разные имена. Но по иронии судьбы именно немцы, которые начали войну, назвали ее «Глория Деи», что в переводе с латыни значит «Слава Богу». С этим именем и началось триумфальное шествие этой удивительной розы по планете.

Ежегодно в питомниках «Мейян» искусственно опыляют десятки тысяч кустов роз, но за 9—10 лет только десяток-другой сортов получают путевку в жизнь. Такова цена красоты!

Как-то раз на цветоводческой выставке представитель фирмы «Мейян» рассказал интересную историю: «Согласно контракту мы поставили розы в Стамбул в марте. А весна в Турции очень жаркая. И случилось так, что именно в это время мэра Стамбула посадили в тюрьму, поэтому надлежащий уход новым посадкам не был обеспечен. Капельного полива тогда еще не было, но цветы все равно выжили. Так мы узнали, что розы Мейяна еще и не горят! В Италии часто бывают лесные пожары, но наши розы там не исчезают даже тогда, когда все вокруг выжжено огнем, они имеют свойство быстро восстанавливаться».

Закончить свой рассказ об этой счастливой розе мне хочется словами Френсиса Мейяна: «Это огромное удовольствие для селекционера: думать о миллионах людей, которые склонились над изумительным цветком, который сначала родился в твоем воображении, а потом ты сам создал наяву».

Раиса БОРЕНКОВА,

г. Днепр

comments powered by HyperComments
Нове на сайті