Лучший сорт — конечно, новый
Когда задумываешься над проблемами картофелеводства в Украине, возникают ассоциации с высказываниями… Генри Форда — родоначальника мирового автопрома. Гениальный конструктор и промышленник учит многому простыми словами в своей книге «Моя жизнь, мои достижения», которую последующие поколения предпринимателей, как теперь говорят, разобрали на цитаты: «Хозяйственный принцип — это труд», «Нравственный принцип — это право человека на свой труд», «Благополучие производителя зависит, в конечном счете, также и от пользы, которую он приносит народу».
Среди замечательных высказываний Генри Форда есть и такое, которое следует экстраполировать на современное картофелеводство. На вопрос о том, автомобиль какой марки он считает лучшим, основатель крупнейшей автомобильной компании, процветающей и поныне, ответил: «Самый лучший автомобиль −— новый».
"Маяки" колхозного строя уже свое отжили
Действительно, новые сорта картофеля на одном и том же участке практически всегда показывают себя более урожайными, чем старые. Мы часто с ностальгией вспоминаем об Американке, Фунтовке, Синеглазке. У теперешних сортов и вкус не тот, и цвет мякоти не такой ярко-белый… Но об этих сортах в условиях изменившегося климата можно лишь вспоминать, как и о навсегда ушедшей молодости. Попытки ученых обновить биотехнологическим способом старые сорта не имеют экономического эффекта.
Дав приличный урожай в первый год, обновленные Лыковский (сорт, который кормил буквально всю Россию в течение ста лет) или Синеглазка (настоящее название сорта Народный, ему около 150 лет) уже на второй год выращивания дают нитевидные ростки. Быстро «вышли в тираж» такие прекрасные украинские сорта, на которые делал ставку колхозный строй, как Луговской и Гатчинский. Оказались совершенно неприспособленными к засушливому и жаркому лету очень вкусный Свитанок киевский и считавшийся сверхурожайным в девяностые годы минувшего столетия Бородянский розовый. Исчезла с наших огородов любимица картофелеводов Адретта — ее поразили вирусные и нематодные болезни.
Меняется климат, в новых условиях активно размножаются карантинные вредители (картофельная моль, золотистая картофельная нематода), патогенные грибы создают новые расы и формы, а главное — возникают новые вирусы — первопричина вырождения сортов картофеля (эволюция в микромире идет громадными темпами!). Причем появляются такие вирусные болезни, которые не только угнетают рост, развитие растений и уменьшают общую урожайность, но и портят внешний вид клубней, снижают товарность хорошего сорта. Например, ратл-вирус (R-вирус), в отличие от многих других вирусов картофеля, проявляет себя также и на поверхности клубней в виде округлых кольцеобразных припухлостей, наполненных инфильтратом. Заболевание может стать явным лишь в процессе зимнего хранения, так что весной значительная часть клубней становится непригодной для посадки и даже для реализации. Так, в ходе испытания мне пришлось выбраковать два прекрасных сверхранних сорта, дававших высокие урожаи, — немецкий Молли и нидерландский Ариэль, поскольку они оказались весьма неустойчивыми к этому вирусу.
Элита еще не гарантирует качество
Выводя новые сорта, селекционеры всех стран пытаются улучшить их качества, приблизить урожайность к биологическому потенциалу, приспособив их к изменившемуся климату и инфекционному фону. Все больше появляется засухоустойчивых, жаростойких, устойчивых к раку сортов. Практически все новые голландские и немецкие сорта — нематодоустойчивые. Немаловажную роль в предпочтении новых сортов обновленным устаревшим играет также человеческий фактор. Готовя новый сорт к государственному сортоиспытанию, селекционер тщательно отбирает самый лучший, здоровый материал, дает «путевку в жизнь» новому сорту, который ряд лет будут размножать семеноводческие элитные хозяйства, и «продвигает» его в первые годы испытания. А когда уже известный сорт возвращается в лаборатории для сортообновления биотехнологическим способом, а затем и на полевые станы элитных хозяйств, он теряет авторский контроль. Любая небрежность и неаккуратность (порой из-за бедной материальной базы научных организаций), не замеченная на первом этапе, дает начало целой линии некачественных семян, зараженных болезнями, и лишь номинально именуемых суперэлитой и элитой.
Приобретите элиту уже известного обновленного украинского сорта практически в любом семеноводческом хозяйстве страны, помойте клубни и внимательно их осмотрите. Вы найдете на многих из них, не говоря уже о механических повреждениях из-за комбайновой уборки, признаки целого ряда грибных болезней, которые не допускаются в таком количестве требованиями государственного стандарта: фитофтороз, фомоз, парша черная (ризоктониоз) и обыкновенная и даже дитиленхоз (стеблевая нематода). Судя по наличию веретенообразных клубней в партии, можно предположить, что очищение материала от вироидной инфекции (а может быть, и вирусной?) было произведено недостаточно качественно. Урожай от такой «элиты», как правило, заметно ниже, чем давал этот сорт в первые годы после регистрации, чего не скажешь о темпах его вырождения — они гораздо выше. На научном семинаре, проведенном немецкой фирмой KWS для украинских фермеров, прозвучала горькая, но справедливая фраза отечественного агрария: «Картофелеводство в Украине есть, а семеноводства картофеля нет. Качественный посадочный материал приходится покупать за рубежом».
Поэтому хочется уберечь наших тружеников земли от разочарований и порекомендовать им не гоняться за когда-то прославившимися сортами, а регулярно обновлять сортамент на своем участке новыми, созданными в последние годы, но уже испытанными сортами. Собрав урожай этого года, еще раз убедился в правильности этого принципа.
испытание прошли успешно
Нынешний год принес положительные впечатления от целого ряда впервые испытанных сортов. Два прекрасных новых украинских сорта — Калиновский и Струмок позволяют сохранить чувство гордости за украинских селекционеров. Оба сорта красноклубневые, раннего срока созревания, достаточно засухоустойчивые, судя по результатам испытания в это жаркое лето, и, можно сказать, сверхурожайные.
Сорт Калиновский внешним видом клубней напоминает известную всем Славянку — картофеля под кустом много, преобладает крупная фракция, встречаются клубни-гиганты массой до килограмма. Но, что очень важно, Калиновский — сорт более раннего срока созревания и клубни более вкусные, чем у Славянки.
Струмок — сорт не такой крупноклубневый, как Калиновский, но красные клубни его с кремовой (почти белой) мякотью красивее, аккуратнее, их охотнее будут раскупать на рынке. Кроме того, его легче развести в сельских условиях — под кустом завязывается много клубней. В условиях капельного орошения из одного килограмма семенного материала этого сорта мне удалось получить урожай в 40 кг!
Еще более высокую товарность (как всегда) и хорошую урожайность демонстрируют новые сорта картофеля европейских селекционеров. Учитывая особенности украинского национального рынка, к нам на испытание прислали не только популярные в Европе сорта с желтой окраской кожуры и мякоти, но и «краснокожих» красавиц.
Маргарита — среднеранний немецкий сорт с темно-красной кожурой и светло-желтой мякотью клубней совершенной овальной формы. Ред фентези — немецкий среднеранний сорт, дает высокий урожай красных клубней овальной формы с желтой мякотью, а Ред Анна — клубней по форме более округлых. Что объединяет все новые немецкие сорта, в том числе и их «желтокожих» соотечественников (Кибиц, ВР 808, Инова и др.), так это высокие вкусовые качества, нежная мякоть, которая тем не менее при варке не теряет форму (разваривается слабо) и, конечно, красота клубней.
Среди зарубежных картофельных новинок с кожурой красного цвета следует отметить и среднеранний сорт Амороза от нидерландской фирмы Agrico. Сорт столового назначения, клубни его имеют отличные вкусовые качества, хороший товарный вид. Форма клубней удлиненно-овальная, цвет кожуры — красно-вишневый, мякоти, которая при варке не разваривается, — желтый. Урожайность высокая, под кустом обычно формируется около восьми крупных клубней. Куст невысокий, красивый, стебли имеют ярко выраженный антоциановый (пурпурно-фиолетовый) оттенок. Лист темно-зеленый, венчик цветка — светло-фиолетовый. Максимальную урожайность сорт показывает при оптимальном обеспечении растений влагой.
Впервые завезены в Украину сорта ирландской селекции Дафне и Сетанта (с желтой мякотью). Дафне — ранний, урожайный, очень надежный сорт. Клубни красивой удлиненно-овальной формы, с гладкой красной кожурой и мелкими светлыми глазками, в основном крупные и средние. При нормальном почвенном питании и влагообеспечении урожайность высокая. Обладает очень хорошими кулинарными и вкусовыми качествами, мякоть кремового цвета, разваривается, не темнеет при резке и после варки. Содержание крахмала высокое — от 19,2 до 20,5%. Сорт обладает хорошей устойчивостью к вирусным заболеваниям. Лежкость при хранении отличная. Листья светло-зеленые, венчик цветка красно-фиолетовый.
Новые нидерландские сорта с клубнями желтого цвета кожуры и мякоти Актрис, Дайдо, Джейн, Сателлит от уже известных у нас семеноводческих голландских фирм и из Франции, впервые присланные на испытание в Украину — Делис, Фридор — также заслуживают внимания потребителя и, возможно, скоро обогатят сортамент наших картофелеводов-любителей.
На подписке "о неразглашении"
Десятилетиями украинские аграрии ориентировались на ежегодно обновляемый в результате серьезного государственного сортоиспытания Реестр сортов растений, рекомендованных для выращивания на территории Украины. Аналогичные документы принимаются и действуют во всех цивилизованных странах — производителях сельхозпродукции. К сожалению, стараниями украинских чиновников наш Реестр, хотя обновляется ежегодно и регламентируется как единственный правовой источник распространения новых сортов Законами Украины «Про семена и посадочный материал» и «Про охрану прав на сорта растений», на деле является тайной за семью печатями. Реестр невозможно ни купить, ни почитать не только фермерам и огородникам, но получить даже библиотекам научных учреждений. Сведения о занесенных в результате конкурсного испытания в него сортов не публикуются в прессе, информацию о них невозможно получить ни в Киевском институте экспертизы растений, проводящем госсортоиспытание, ни в Главном научно-экспертном управлении. Даже названия испытуемых сортов стали кодировать, а работников сортоиспытательных станций заставляют давать подписку «о неразглашении».
Как же это наивно! В эпоху информационных технологий и глобализации информационного пространства через Интернет и даже просто связавшись по телефону с любой картофелеводческой фирмой мира, можно узнать, какие сорта продвигаются на украинский рынок.
А пока суть да дело при подборе сортов, чтобы не получить «кота в мешке», украинским аграриям нужно ориентироваться не на Реестр, который для них практически недоступен, а на результаты независимого сортоиспытания.
Константин ДАВЫДОВСКИЙ,
наш спецкор