Чудные сады затейницы Европы
Являясь мировым лидером в производстве винограда и вина, Франция занимает одно из ведущих мест по выращиванию фруктов и слывет законодателем мод в распространении изысканных сортов. Именно здесь, в Париже, на Всемирной выставке в 1891 г. Россия получила Большую золотую медаль за лучшую экспозицию из крымских фруктов, подготовленную Л. П. Симиренко. Французы ежегодно выращивают свыше 2 млн т яблок (Украина, площадь которой на 50 тыс. км2 больше, — всего 0,2 млн т), почти 500 тыс. т груш, много персиков, черешен, слив и др., что возможно только при развитом питомниководстве. Здесь успешно выращивают и продают множество саженцев разных сортов. Вот мы и решили посмотреть на работу французов собственными глазами, чтобы применить их технологии у себя.
Французская республика с населением почти в шестьдесят миллионов человек занимает площадь около 550
Доращивание саженцев черешни |
тыс. км2, располагается на западе Европейского континента. Граничит с Испанией, Италией, Швейцарией, Германией, Люксембургом и Бельгией. С севера омывается проливами Па-де-Кале и Ла-Манш, с запада — Атлантическим океаном и Гольфстримом, с юга —Средиземным морем. Зимой здесь самый большой мороз — 0 °С, летом, особенно на юге, более 30 °С, и только в Альпах, где возвышается Монблан (Белая гора), можно играть в снежки и кататься на лыжах. Осадков выпадает 600—1000 мм в год. Ведущие отрасли промышленности — машиностроение, сельское хозяйство и, как ни странно, животноводство. Мы-то всегда считали, что виноград и шампанское — вот чем жив настоящий француз, а остальное — не более чем незначительные штрихи к общей картине.
Саженцы киви в питомнике |
Мы пересекли границу Франции вслед за уходящим солнцем, около шести часов вечера. Увидев привычный дорожный знак с надписью France, все оживились — эта страна овеяна легендами, как никакая другая. Паганель, Гобсек и граф Монте-Кристо, Бальзак, Эйфель и Жак-Ив Кусто, Лувр, Версаль и Нотр-Дам де Пари…
К сожалению, путь наш лежал совсем не в Париж: мы торопились на юг.
Хмурым дождливым утром, до начала рабочего дня, мы уже стояли у красивого старинного здания, в котором расположился офис питомниководческой фирмы Valois. Экскурсия по их питомнику началась с посещения большого крытого машинного двора, огороженного старинной крепостной стеной: здесь стояло множество машин и механизмов для работ в саду и питомнике, в общем-то, таких же, как и те, что мы видели ранее в других фирмах. Наше внимание привлек только стол, оснащенный приспособлением для удаления листьев с привойных черенков. Пропуская побег верхушкой вниз через отверстие с вмонтированными вращающимися ножами, получаешь готовый черенок за пару секунд, тогда как вручную такая процедура занимает намного больше времени и требует не одной пары рабочих рук, особенно при больших объемах производства.
В питомнике нас поджидали мелкие неприятности: ночью прошел ливень, выпало восемьдесят миллиметров воды (двухмесячная крымская норма), она стояла на пахоте, глинистая почва превратилась в полужидкую пульпу, а сверху продолжал сеяться мелкий дождь. Тем не менее прыжки через лужи не помешали нам осмотреть плантацию.
В питомнике фирмы Valois выращивают в основном клубные сорта — Лиготес (румяный Гольден делишес); Голд
Саженцы киви в теплице |
раш — устойчивый к парше, похож на Гольден делишес, но очень поздний, созревает к середине ноября; Зеленый ренет, Арьяна (иммунный к парше); специально для Англии — Бремлессидинг, чрезвычайно кислое зимнее яблоко. Испытывают американский сорт Хаки Кранч. Новые клубные сорта продают по 5—6 евро за саженец, т. е. в два-три раза дороже обычных районированных сортов.
Хозяева питомника разрешили нам взять в руки и рассмотреть поближе только саженцы относительно старых сортов, которые продают всем желающим. Саженцами новых клубных сортов пришлось любоваться из-за ограды — их обычно выращивают только под заказ и строго учитывают буквально каждую почку, чтобы не случилось, как бы это деликатнее выразиться, "несанкционированного отбора привойного материала".
Фирма Valois выпускает более миллиона саженцев; половину получают в результате зимней прививки (улучшенной копулировки), а вторую половину — окулировкой вприклад или в Т-образный разрез. Высота окулировки на М9 — 18 см (на длину окулировочного ножа), на ММ106 — 20 см.
Окулировкой занимаются в августе-сентябре, выращивая таким способом кронированную однолетку; зимнюю прививку делают с декабря по май и используют для производства книп-баума. Прививки до посадки хранят в холодильнике, а затем, как и везде, высаживают по 3 шт. на 1 м длины ряда с междурядьем в 1 м. Выкопка саженцев начинается в октябре и продолжается до рождественских праздников, благо здесь холода настают только в январе.
За время экскурсии дождь прекратился, и в свой дальнейший путь мы отправились под облачным, но уже приветливым небом. Дороги на юге Франции платные, приходилось регулярно останавливаться, пережидая небольшие очереди. По пути в одном из сельских угодий обнаружили удивительный пейзаж — поле разноцветного салата, которое выглядело будто вышивка на бескрайнем полотне.
Утром следующего дня мы прибыли в городок Мондрагон, на фирму Pepinieres Demols s.a.s. До начала рабочего дня оставалось еще минут двадцать, но агроном уже ждал нас у входа в офис. Не мешкая, все помчались на плантацию.
В питомнике нам сразу же бросилась в глаза дождевалка, работающая на маточнике вегетативных подвоев, что вызвало большое удивление. Зачем нужна установка для искусственного дождя, если ночью прошел настоящий? Задали этот вопрос агроному. Оказалось, что выпавшего дождя объемом чуть более 10 мм недостаточно для образования корней у саженцев, вот и приходится дотягивать до нормы (40—60 мм осадков в неделю).
Летом на плантации занято всего два человека — остальные в отпуске. Страда начинается в конце августа, когда приступают к окулировке. Заканчивается прививка, начинается подготовка к выкопке саженцев; заканчивается выкопка — начинается отделение отводков в маточнике вегетативных подвоев. Эта работа полностью механизирована.
Примерно в конце ноября — начале декабря рабочие фрезой подрезают отводки ниже уровня почвы, затем специальная машина выдергивает их из земли, вяжет пучками и грузит в контейнеры. Часть подвоев используется для зимней прививки (в том числе и косточковых пород), часть высаживается в поле для окулировки. Как и в питомнике Valois, зимнюю прививку обычно используют для выращивания книп-баума, окулировку — для кронированной однолетки. Чтобы однолетка лучше ветвилась, при помощи ручного опрыскивателя ее верхушки обрабатывают промалином. Это самый дорогой препарат в садоводстве, его покупают по 500 долларов за литр. Но для получения высококачественного посадочного материала питомниководы за ценой не постоят.
После выемки отводок маточник разокучивают и оставляют для отрастания побегов, которые через год (в июне) снова окучивают, теперь уже для отрастания на них корней. Выход с маточного куста — 6—7 укорененных черенков, которые продают в среднем по 70 евроцентов. Pepinieres Demols s.a.s. испытывает различные вегетативные подвои (особенно для косточковых культур) и специализируется на их производстве.
За двести километров от питомника располагается лаборатория фирмы, производящая оздоровленный посадочный материал. Растения высотой 2—3 см поступают туда в кассетах, доращиваются в теплицах общей площадью 1 га и за год достигают стандартных размеров. Здесь производят гизелу-5 и ее клоны, сливу серии GF, миндаль как сильнорослый вегетативный подвой для персика, сливы и абрикоса, подвои для яблони и груши. Выращивают и актинидию — 18 тыс. оздоровленных саженцев в год.
Собственно питомник занимает 100 га, маточники вегетативных подвоев — 40 га, в том числе 15 га айвы. В маточно-черенковом саду 40 сортов яблони, 20 — черешни, 40 — персика и т. д. — от 5 до 40 деревьев каждого сорта, которые постоянно заменяют, используя их для селекции и различных экспериментов. Из выращенных подвоев 60% экспортируют в южные края — Алжир, Марокко (17% подвоев для яблони и груши), Италию, Испанию и Германию; остальные 40% находят применение во Франции.
Компания Pepinieres Demols s.a.s. входит в клуб "Старгрупп", состоящий из четырех питомников. Распространение саженцев клубных сортов, которые выращивают только под заказ, контролируется очень строго. Например, саженцы клона Сандонер, нового сорта группы питомников (производное от Пинк Леди), известного под торговой маркой Ред Пинк, мы видели только из окна автобуса, потому что посторонних даже к забору питомника не подпускают.
Экскурсия закончилась, когда через плантацию протянулись длинные тени от заходящего солнца. Мы отправились дальше. Впереди Италия, Австрия, Венгрия… и Украина. В гостях хорошо, а дома все равно лучше.
Европейцы, вне всякого сомнения, превосходят нас технически, обладают большими возможностями для научных исследований, создания и испытания новых сортов, да и просто более опытны. Мы тоже не промах, — налаживаем в своем питомнике производство лучших для нашей зоны сортов, испытываем передовые технологические приемы, закладываем новые маточники и останавливаться на достигнутом не собираемся. Однако многое из увиденного во французских питомниках хотелось бы проверить на практике в наших климатических условиях, на наших почвах, задействуя отечественные ресурсы. Позаимствованный опыт, умноженный на наши возможности и потребности, неизменно дает положительный результат, поднимает отечественное садоводство на более высокий качественный уровень.
Владимир и Нина ВОЛКОВЫ,
ул. 60 лет СССР, 26,
с. Донское
Симферопольского р-на,
АР Крым, 97523.
Тел. (факс) (0652)
337-298,
тел. (моб.) (050)
551-98-34