Ваш помічник кожен день
Підпишіться

Елка, снег и мандарины: происхождение, выращивание и размножение любимого цитруса

20 грудня 2017
3621
Мандарины дерево плоды

Мандарин (Citrus reticulata) — один из самых популярных в наших краях видов цитрусовых. Именно он ассоциируется у нас с новогодними праздниками. Китайцы, японцы, кхмеры, которые встречают Новый год по лунному календарю, тоже не представляют себе праздник без мандаринов.

Примечательно, что основной урожай мандаринов созревает как раз в преддверии Нового года.

История с географией

О происхождении мандаринов написано немало, однако мнения исследователей в данном вопросе разделились. В частности, американец В. Т. Свингл и японец Т. Танака составили прямо противоположные систематики цитрусовых. Причем оба ботаника — безусловные авторитеты в этой области, поэтому нам остается лишь присоединиться к мнению одного из них.

В. Т. Свингл исходил из того, что большинство современных ему сортов цитрусовых (1950-е гг.) — результат европейской и латиноамериканской гибридизации.

В то время как Т. Танака настаивал на том, что многие растения, которые в Европе воспринимают как сорта цитрусовых, — практически естественные виды ботанического рода Цитрус, появившиеся в Азии.

Европа больше полагается на систематику Свингла, но на бытовом уровне европейцы используют названия видов и сортов цитрусовых, принятые у итальянских садоводов. Такая «формула» позволяет цитрусоводам всего мира понимать друг друга.

Современные ученые единодушны в том, что на сегодняшний день существуют две относительно независимые ветви растений сортотипа мандарин, которые смыкаются где-то в районе Южного Китая и Северного Вьетнама.

Именно там, в Юго-Восточной Азии, до сих пор выращивают в промышленных масштабах небольшие полукустарники с ярко окрашенными приплюснуто-шаровидными плодами, у которых грубая малосочная кожица легко отделяется от сладкой мякоти даже на стадии созревания плода.

По данным японских ученых, первое письменное упоминание о мандаринах найдено в китайских источниках. В них описано, что еще 2500 лет назад в городе Вэньчжоу китайской провинции Чжэцэян на берегу Южно-Китайского моря то ли грузили на корабли, то ли сгружали на берег фрукты, похожие на мандарины.

Более того, японцы зафиксировали точную дату появления «миканов» (японское название мандаринов) на своих островах, их якобы привез монах по имени Чиэ в 1429 г.

Таким образом, центром распространения мандаринов можно считать побережье Южно-Китайского моря. Хотя туда они, возможно, были завезены с соседних островов.

Во всяком случае, одним из важных открытий в области цитрусоводства стало то, что был обнаружен несъедобный Citrus microcarpa (или, как мы его называем, «каламондин»). Сегодня он продается почти в каждом цветочном магазине, продавцы почему-то тоже называют его мандарином. Он был найден в середине XIX в. знаменитым ботаником А. А. Бунге (кстати, уроженцем Киева) на индонезийских островах.

Мандарин родил клементин, клементин родил танжерин, танжерин родил миннеолу…

Со временем холодостойкая группа цитрусовых распространилась по всему Дальнему Востоку вплоть до Японии, а теплолюбивая — достигла Аравийского полуострова. В период арабского завоевания Европы мандарины попали на Сицилию, где, по мнению итальянцев, произрастает самый древний сорт итальянских мандаринов — Авана-Апиено ди Палермо.

Любопытно, что в Испании, на территории которой тоже было создано арабское государство, не сохранилось ни одного местного сорта мандаринов, хотя климатические условия для них там вполне благоприятные.

На Востоке мандарин (или, как там говорят, «кован») стал главной цитрусовой культурой, которая в результате народной селекции дала сотни разнообразных сортов (в одной только Японии их больше 30). В то время как на Западе будущий мандарин занял скромное место среди померанцев.

Но до конца XIX в. он никого, кроме сицилийских крестьян, не интересовал. Мандарин привлек внимание европейцев только в начале XX в., когда в Алжире итальянский миссионер скрестил сицилийский мандарин с апельсином и получил гибрид Танжелло клементина.

В годы Русско-японской войны к мандаринам пристрастились и мы с американцами. Только наши прабабушки называли новые фрукты «кованами», а американские — «танжеринами». В конце концов, на плантациях Кавказского и Калифорнийского побережий восточные кованы-миканы вновь встретились с европейскими мандаринами-клементинами и образовали современную семью самых разнообразных мелкоплодных цитрусовых гибридов с круглыми приплюснутыми плодами и легко отслаивающейся кожурой. Мы называем их «мандаринами», американцы — «танжеринами», а Европа — «клементинами». И только верные себе японцы запретили ввозить на свои острова современные гибриды мандаринов и по-прежнему выращивают традиционные для каждой провинции сорта (похвальная забота о национальном культурном наследии).

Именно мандарин ассоциируется у нас с новогодними праздниками

Прижившееся у нас название «мандарин», скорее всего, связано с шариками на шапочках китайских чиновников-мандаринов, игравших роль своеобразных знаков отличия, а не с переиначенным на французский манер арабским словом «кован», которое в переводе означает «легко чистящийся плод».

Издержки глобализации

К счастью, сицилийские мандарины Апиено и ближневосточная группа их ближайших родственников, известных в Египте и странах Магриба под арабским названием Балади (в переводе с арабского «местный»), оказались счастливым исключением для всего вида Цитрус ретикулата, к которому ботаники отнесли все разновидности мандарина.

Дело в том, что за 2000 лет своего путешествия по миру пыльца почти всех мандаринов утратила способность к оплодотворению! А Балади-Апиено сохранил эту важную функцию и стал «отцом» очень многих, если не всех современных гибридов мандаринов, распространенных в Европе, США, Мексике и Бразилии!

«Матерями» этих новых сортов были померанцы, апельсины, бергамоты и даже лимоны. Таким образом, новые сорта вновь стали производить стерильную пыльцу, поэтому для семенного размножения их нужно оплодотворять другими видами цитрусов.

А поскольку покупатели не любят мандарины с косточками, то их промышленные плантации стараются размещать подальше от посадок лимонов и апельсинов, чтобы случайный ветерок не превратил сочный мандарин в сухой шарик, набитый косточками. Причем из таких семян получится, скорее всего, не мандарин, а что-то мелкое и кислое.

Но цитрусы тем и удивительны, что несмотря на тупик, в который их загнал искусственный отбор, они способны завязывать бессемянные плоды без опыления. Это можно сравнить с курами, которые несутся без петуха.

Однако некоторые виды цитрусовых, в том числе мандарины, демонстрируют уникальный пример партенокарпии, когда растение не только плодоносит, но и завязывает семена, в которых генетическим материалом зародыша служит только материнская составляющая.

Такие семена очень малочисленны: на 10 кг плодов иногда приходится только одно полноценное семечко, но из него вырастает естественный клон материнского растения.

Для мандаринов это качество оказалось исключительно важным, поскольку вегетативно они не размножаются, их каллюс не способен к регенерации корней.

Поставленный на укоренение и образовавший каллюсную мозоль черенок мандарина может просуществовать в таком состоянии годы и даже несколько раз зацвести, но в итоге он все равно погибнет, так и не дав корней. По этой же причине на мандарин бессмысленно прививать. Он может быть привоем, но никак не подвоем.

Тот фактор, что у мандарина практически полностью отсутствует способность и к половому, и к вегетативному размножению, тысячелетия сдерживал его распространение.

В те времена, когда апельсины, лаймы и лимоны были уже широко известны, в том числе в Америке, даже итальянцы не подозревали, что на Сицилии произрастает цитрусовое растение, которое в ХХ в. завоюет весь мир и станет второй после апельсина по популярности цитрусовой культурой. Теперь мандарин возделывают везде, даже в Африке и Австралии.

Неожиданные бонусы

Мандарин не распространился бы по миру, если бы не механизм компенсации, заложенный в него природой и поддерживаемый человеком.

Нас не удивляет, что цитрусовое зернышко, шутя брошенное в вазон с фиалкой или азалией, прорастает и со временем превращается в довольно большой и колючий куст, который так никогда и не зацветает, и заканчивает свою жизнь либо в палисаднике возле дома, либо на школьном подоконнике.

И если для лимонов и апельсинов это справедливо — они начинают цвести и плодоносить лишь спустя 10-20 лет после посева, да и то при условии, что соблюдаются правила агротехники, то мандарины — другое дело.

Все они — от крошечного испанского Клементина Фина до огромного американского Танжелло Минеола, плоды у которого величиною с добрый апельсин, — при семенном размножении способны вступить в плодоношение на 3-4-й год после посева!

Добиться этого можно двумя путями:

  • теплолюбивые сорта клементинов и танжеринов (европейские и американские) круглогодично нужно содержать при температуре выше 20 °С, а в осенне-зимний период устраивать для них дополнительное освещение и регулярно подкармливать;
  • сеянцы холодостойких сортов мандарина (лучше восточных, типа Чангши или Кераджи) с конца ноября до начала апреля содержать при температуре от 0 до 5 °С, иногда в полной темноте и с ограниченным поливом. Эти сорта мандаринов выдерживают морозы до –15 °С, главное, чтобы не промерзал земляной ком. То есть в наших условиях они запросто перезимуют в холодной оранжерее, на веранде или лоджии и через 2–3 года обязательно зацветут и дадут плоды.

Китайцы придумали не только порох…

Не полагаясь на медленное и неэффективное размножение мандаринов семенами, в Китае и Японии их давным-давно научились размножать прививкой. Пример, видимо, был взят из природы.

В тамошних густых мангровых лесах соседние растения часто срастаются между собой ветвями. Поэтому и самый древний способ прививки — аблактировкой — возник в этом регионе и с небольшими коррективами дожил до наших дней.

Для осуществления такой прививки два растения — мандарин и любой другой цитрус (как мы уже отмечали, мандарин не может выступать в роли подвоя) высаживают или ставят рядом (если речь идет о комнатной культуре).

Затем выбирают две параллельные ветки, совмещают их и в месте соприкосновения зачищают кору на обеих ветках до каллюса, немного даже повреждая его.

Раневые поверхности обеих ветвей совмещают и туго перевязывают эластичным материалом (удобно это делать сантехнической ФУМ-лентой).

«Прооперированное» растение оставляют в полутени на 3-4 недели. Когда обе ветки тронутся в рост, обмотку снимают. Спустя месяц-полтора обрезают ветку цитруса-подвоя над местом сращения. А после того как рана заживет, отрезают ветку мандарина ниже места прививки и получают новое мандариновое растение.

Но и при таком способе размножения трудно возобновлять мандариновые посадки. К сожалению, все цитрусовые деревья резко снижают урожайность через 25 лет после посадки и редко доживают до 50-летнего возраста.

Однако китайцы придумали, так сказать, улучшенную аблактировку. Тонкую полоску коры они снимают не с ветки, а короткого толстого черенка мандарина. Такую же полоску коры срезают на стволе другого цитруса, а затем зачищенные места черенка и подвоя совмещают. Место прививки обматывают и накрывают водоотталкивающим материалом. На будущий год привитое растение превратится в плодоносящее деревце.

Прививка в расщеп: как ее выполняют?

·         Сегодня все цитрусы, не только мандарины, легко размножаются обыкновенной прививкой в расщеп.

  • Для этого по центру срезанного на нужной толщине ствола подвоя (диаметры подвоя и привоя должны совпасть) делают зарез на глубину 1-2 см, а конец привоя срезают на клин и плотно, с усилием вставляют в разрез подвоя.
  • Место прививки туго обматывают сантехнической ФУМ-лентой и помещают на 4-6 и более недель во влажную тепличку или под колпак (например, из пластиковой бутылки с крышечкой и срезанным дном).
  • Через 3-4 недели, когда почки привоя проснутся, колпак осторожно снимают и, срезав обвязку, возвращают его на место.
  • Примерно через неделю после этого крышку на бутылке нужно открыть.
  • А спустя еще 2-4 недели, когда новый прирост привыкнет к сухому воздуху, колпак можно снять и выставить мандарин на светлое место.

Голь на выдумки хитра: где взять посадочный материал?

Главная сложность в прививке мандаринов — отсутствие прививочного материала.

Комнатные лимоны и апельсины замечательно подойдут в качестве подвоя, но где взять привой-мандарин? Ответ прост — в магазине!

Под Новый год прилавки супермаркетов и рынков в изобилии заполняются испанскими клементинами и клеменулессами, греческими и турецкими сатсумами, абхазскими кованами.

У многих из них есть зеленые веточки. Вот эти-то веточки с парой листьев и плодом на конце идеально подойдут для прививки, но при условии, что они не были приморожены или засушены. Чтобы это проверить, снимите с веточек плоды, обновите срезы, обмотайте их влажной ватой, упакуйте в полиэтиленовый пакет и положите в овощное отделение холодильника.

Через 7-10 дней черенки, которые почернели или заплесневели, выбросьте, а свежие зеленые используйте для прививки.

Природа распорядилась так, что плоды самых декоративных сортов мандаринов необыкновенно вкусны, а кроны самых вкусных сортов — чрезвычайно красивы.

Попытайтесь вырастить собственное мандариновое дерево. Цитрусоводство — очень увлекательное занятие!

Александр МЕЛЬНИКОВ, цитрусовод
© Журнал «Огородник»
Фото: depositphotos.com
Фото: pixabay.com

comments powered by HyperComments
Новое на сайте